В рамках проекта «ЖКХ в порядке» региональное общественное движение Камчатского края «Гражданин» периодически рассказывает о системных проблемах жилищной отрасли на поуострове. На сей раз, мы поговорим о том, как действующие власти в течение нескольких лет полностью самоустранились от вопроса признания многоквартирных домов аварийными, всячески оттягивая сроки их признания таковыми. Основной упор должностные лица различных органов делают на то, что вопрос о признании многоквартирного дома аварийным может решаться исключительно при том условии, что собственники помещений в домах представят заключение специализированной организации, которая должна обследовать многоквартирный дом. На все доводы граждан о том, что это достаточно затратная процедура, чиновники размахивают руками, прикрываясь законом. Последний раз участники движения столкнулись с подобной позицией в октябре 2020 года в селе Коряки Елизовского района Камчатского края.

Однако тогда руководитель движения Андрей Саркисян жестко обозначил позицию о том, что неправильно вопрос проведения специализированной организацией обследования дома перекладывать на плечи собственников. Этот вопрос может быть инициирован Государственной жилищной инспекцией Камчатского края, которая, кстати, на выездное обследование дома № 4 по улице Геологов села Коряки в октябре не приехала.

Но когда мы написали свою первую статью о том, как происходит взаимодействие Государственной жилищной инспекции в Камчатском крае с органами местного самоуправления и обозначили эту проблему, то над нами просто посмеялись. В частности особое беспокойство вызывает тот факт, что отдельные эксперты, вместо того, чтобы защищать права простых граждан, фактически высказали позицию, схожую с позицией чиновников.

Позиция регионального общественного движения «Камчатского края «Гражданин» была основана на положениях пункта 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, согласно которых решения  о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу комиссия может принимать, в том числе на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции (в данном случае Государственной жилищной инспекции Камчатского края).

Руководитель движения обозначил проблему о том, что Государственная жилищная инспекция Камчатского края полностью самоустранилась от вопросов обследования домов на предмет аварийности и из-за этого страдают жители Камчатского края.

Позиция о том, что вопрос признания многоквартирных домов аварийными может быть инициирован на основании заключения государственной жилищной инспекции, подтверждена определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 01 июня 2017 года № 1-КГ17-4. Вот что указано в определении Верховного Суда.

Из анализа положений пунктов 36 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктов 89 части 1 статьи 14части 4 статьи 15части 12пункта 2 части 5пункта 4 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 493, пунктов 1274244 – 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, следует, что жилищная инспекция обладает полномочиями по обследованию и экспертизе жилых помещений, а также по осуществлению государственного жилищного надзора за соблюдением порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с Положением и при выявлении нарушений может обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В свою очередь, на орган местного самоуправления возложена обязанность по созданию межведомственной комиссии для решения вопросов о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции) и признанию в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Непредставление (либо невозможность представления, в том числе финансовая) собственниками помещений предложенных межведомственной комиссией документов не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку решение таких вопросов в соответствии с Положением относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Действующее жилищное законодательство обязывает межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов независимо от финансово – экономических возможностей. Кроме того, в межведомственную комиссию обращались не собственники помещений в доме, а орган государственного жилищного надзора, поэтому комиссия не вправе требовать от собственников получения заключения специализированной организации и ставить рассмотрение обращения жилищной инспекции с принятием решения в зависимость от представления собственниками дополнительных документов.

Таким образом, межведомственная комиссия обязана рассмотреть заключение жилищной инспекции, провести оценку соответствия многоквартирного дома в порядке, установленном пунктом 42 Положения, и вынести решение в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения. Никаких иных решений либо условий для их принятия Положением не предусмотрено. В случае необходимости межведомственная комиссия может самостоятельно назначить проведение дополнительных обследований и испытаний в отношении спорного дома.

При таких данных суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что в силу возложенных на орган местного самоуправления обязанностей по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и в целях восстановления нарушенного права неопределенного круга лиц именно администрация муниципального образования должна принять меры по организации обследования дома.

Таким образом, у должностных лиц имеются все условия к тому, чтобы перестать терроризировать простых жителей и требовать от них заключения специализированных организаций.

Региональное общественное движение Камчатского края «Гражданин» направило свои предложения в органы власти Камчатского края. Надеемся на положительную реакцию должностных лиц и на то, что террор в отношении простых граждан закончится.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован.

5 × 5 =