25 апреля 2020 года, я на своей странице в Instagram опубликовал пост, суть которого в том, что на примере многоквартирных домов по  улице Пономарева д. 8, 4 и 2 я попытаюсь обосновать, почему за содержание контейнерных площадок должны отвечать не управляющие многоквартирными домами организации, а региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.

А уже через пять дней на сайте администрации Петропавловск — Камчатского городского округа была опубликована новость о том, что сотрудники Контрольного управления администрации города проверили более 80 адресов предмет содержания и уборки площадок по сбору мусора.

Заместитель главы города Александр Сашенков сообщил, что  «в результате проведенных проверок нашими сотрудниками выдано 29 предписаний управляющим компаниям, в обязанность которых входит соблюдение чистоты и порядка на контейнерных площадках по сбору твердых коммунальных отходов. Мы сейчас говорим не о вывозе мусора, который осуществляется краевым предприятием «Спецтранс», а именно о содержании этих площадок. Это две разные услуги. Но, к сожалению, не все руководители управляющих компаний это понимают».

Вопросы к господину Сашенкову у меня появились еще год назад, когда в августе 2019 года на сайте kamchat.info и сайте pkgo.ru появилась информация, согласно которой он заявил, что каждая контейнерная площадка на территории города должна быть закреплена за определенной управляющей компанией. Это позволит обеспечить более качественное содержание и уборку мест накопления твердых коммунальных отходов. Далее он добавил, что эта обязанность сохраняется, даже если такие площадки не включены в общее имущество собственников, либо находятся на неразграниченном земельном участке и не стоят на балансе управляющей организации. На этот счет появилась судебная практика вплоть до позиции Верховного суда РФ.

К сожалению, на сайтах kamchat.info и сайте pkgo.ru ссылок на судебный акт Верховного суда нет, поэтому мне тяжело говорить есть такой документ или нет…но на мой взгляд утверждения должностного лица не логичны.

Сначала, я попытаюсь объяснить свою точку зрения на простом языке, а потом перейду на язык юридический, и буду ссылаться на основные общеправовые принципы и действующее законодательство.

Я живу в многоквартирном доме № 8 по улице Пономарева в г. Петропавловске-Камчатском. Мусор я хожу выкидывать на ближайшую контейнерную площадку, которая находится напротив дома № 4 по ул. Пономарева. Туда же ходят выкидывать мусор жители дома № 2 по этой же улице.

Я задумался тогда еще, а за какой управляющей компанией должна быть закреплена контейнерная площадка, куда я выкидываю мусор. Я зашел в соседние дома и выяснил, что домами № 8 и 2 управляет ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского», а домом № 4 – ООО «УК Южный район».

Я зашел на сайт администрации города, открыл реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Петропавловск-Камчатского городского округа и увидел, что контейнерная площадка куда я выкидываю мусор, в реестр не включена. Учитывая, что ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» карманная организация администрации города, я предположил, что контейнерную площадку закрепят за ней. Но как быть в случае, если она добровольно откажется подавать заявку на закрепление за собой этой площадки. А как быть в случае, если бы всеми тремя домами управляли разные организации? За какой из них необходимо закрепить данную площадку? Это были первые вопросы, которые у меня появились.

Далее я обратил внимание уже на место расположения контейнерной площадки. Дело в том, что она находится за дорогой, так называемым межквартальным проездом, то есть контейнерная площадка не находится на прилегающем к многоквартирному дому земельном участке. Соответственно у меня появился вновь вопрос, а почему контейнерная площадка, которая расположена на земельном участке, принадлежащем администрации ПКГО,  должна быть закреплена за какой-либо управляющей организацией?

Общеизвестный всем людям правовой принцип заключается в том, что ты отвечаешь за то, что тебе принадлежит на каком-либо праве: праве собственности, праве аренды, праве пользования и т.д. Если же вещь, к числу которых относится земельный участок, тебе не принадлежит, то и отвечать ты за нее не должен.

Поэтому я не могу поверить в то, что Верховный суд обязал управляющую компанию содержать контейнерную площадку, которая не находится на придомовой территории.

Поскольку вокруг этой статьи однозначно начнутся дискуссии, то я сразу хочу обратить внимание моих читателей на то, чем возможно будет манипулировать господин Сашенков. Он будет говорить, в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

Я не спорю, что в действующем законодательстве на управляющей организации лежит такая обязанность – создать место накопления твердых бытовых отходов. Однако, уважаемые читатели, нужно четко разделять два момента: создать место накопления отходов с нуля и закрепить за управляющей организацией те места накопления твердых бытовых отходов, которые уже существуют.

Я не знаю, каким образом в свое время на территории города Петропавловска-Камчатского создавались места накопления твердых бытовых отходов. Я не знаю как исторически сложилось так, что на три дома по ул. Пономарева д. 8, 4 и 2 приходится одна контейнерная площадка и почему она расположена не на придомовой территории, а на земельном участке, принадлежащем администрации ПКГО.

И вот теперь с этого момента я как юрист перейду уже на юридический язык, и буду доказывать свою точку зрения со ссылками на нормы права.

На территории Российской Федерации действует Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641». Это один из основных документов, который раскрывает основные понятия в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а также определяет принципы обращения с твердыми коммунальными отходами.

В свое время, когда был принят данный нормативный правовой акт, пункт 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами предусматривал, что бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.

Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.

В последующем в данный пункт вносились изменения.

Постановление Правительства России от 15 сентября 2018 г. N 1094 определило, что бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Однако уже в декабре 2018 года, Правительство России своим Постановлением от 15 декабря 2018 г. N 1572 убрало из пункта 13 Правил норму о том, на ком лежит бремя содержания контейнерных площадок.

Эти изменения породили многочисленные споры по поводу того, кто же все-таки несет ответственность за их содержание.

На мой взгляд, однозначно логично, что собственники помещений в многоквартирном доме, в том числе через управляющие организации, должны содержать лишь те контейнерные площадки, которые находятся на придомовой территории и входят в состав общего имущества. Те же площадки, которые находятся не на придомовой территории, должны содержать либо собственники земельных участков, на которых находятся такие площадки либо органы местного самоуправления.

Однако то, что Правительство России внесло изменения в пункт 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, исключив из него абзац второй и третий, не говорит о том, что оно возложило на собственников помещений в многоквартирном доме содержать контейнерные площадки, которые существуют в настоящий момент и на которые десятилетиями потребители выносят коммунальные отходы.

Если бы Правительство России не внесло изменения в пункт 13 Правил обращения с твердыми  коммунальными отходами, то однозначно обязанность содержать контейнерную площадку, на которую я выношу мусор лежала бы на администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.

Но поскольку внесенные изменения исключили первоначальную обязанность, то ответ на вопрос, кто же все-таки должен содержать такие контейнерные площадки, и законны ли требования господина Сашенкова о том, чтобы управляющие компании закрепили их за собой, мы вынуждены искать в других нормативно-правовых актах.

Сейчас мы на секунду вернемся к новости от 3 апреля 2020 года, согласно которой три управляющие компании: УК «Вектор», УК «Единая молодежь» и УК «Наш город» выразили несогласие с тем, что они должны закрепить за собой имеющиеся контейнерные площадки. Данным организациям были выданы предписания в течение 7 дней устранить нарушений законодательства. Господин Сашенков заявляет, что в случае если нарушения не будут устранены, управляющие компании привлекут к административной ответственности.

Мы связались с одной из управляющий организаций, о которой идет речь и внимательно изучили акт проверки и выданное предписание.

Во всех документах указано, что в ходе проверки установлено отсутствие контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов, образующихся в результате жизнедеятельности жителей многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющих организаций. Указывается, что нарушены требования ч. 1 ст. 161, ч. 2, 3 ст. 162 ЖК РФ, п. 26(1) Минимального перечня услуг и работ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290.

То есть фактически господин Сашенков требует от управляющих организаций, чтобы они в течение 7 суток организовали места накопления твердых коммунальных подходов для жителей многоквартирных домов, которыми управляют юридические лица.

Но позвольте господин Сашенков…у меня два замечания. Что вы скажете насчет того, что жители данных домов ходят выкидывать мусор на контейнерные площадки (бункеры), которые существуют на сегодняшний день. И второй момент, а возможно ли в течение 7 суток организовать на придомовой территории место накопления отходов, соблюдя при этом все нормы права?

И третий момент, а чего Вы, собственно говоря, добиваетесь?

Я не спорю, что те нормы права, о которых вы говорите, в минимальный перечень работ по содержанию общего имущества включают работы по организации и обслуживанию мест накопления твердых коммунальных отходов.

На секунду представим, что все управляющие организации в городе Петропавловске-Камчатском начали безоговорочно соблюдать положения п. 26(1) минимального перечня услуг и работ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290 и пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170 и решили на придомовой территории организовать место накопления твердых коммунальных отходов.

Что мы будем иметь? Мы будем иметь мусорки по всему городу! Возле каждого дома, на придомовой территории будут стоять мусорки. Вы я так понимаю, хотите этого, когда выдаете управляющим организациям такие предписания?

Но уважаемые читатели, это не все…оказалось¸ что одновременно с администрацией ПКГО в адрес управляющих организаций от прокуратуры города Петропавловска-Камчатского поступили предписания об устранении нарушений жилищного законодательства, по своему содержания аналогичные предписаниям администрации ПКГО.

В разговоре с представителями управляющих организаций мне было сказано, что для решения проблемы достаточно исполнить волю господина Сашенкова, которую он высказал еще в 2019 году. Надо закрепить за собой имеющиеся уже контейнерные площадки, пусть они даже не находятся на придомовой территории, и тогда нарушения можно будет считать устраненными. И такой же позиции придерживаются в прокуратуре города…по крайней мере отдельные сотрудники прокуратуры.

Попахивает неким шантажом, при чем, поражает, что управляющие компании шантажируют одновременно как сотрудники прокуратуры, так и сотрудники администрации ПКГО.

Но и это не самое интересное.

Самое интересное в том, что складывается ощущение, что весь сыр бор заключается в том, что прокуратура города и администрация ПКГО просто лоббируют интересы регионального оператора – ГУП Спецтранс. Создаются все условия для того, чтобы заставить управляющие организации платить деньги ГУП «Спецтранс».

В нашем распоряжении оказалась жалоба ГУП «Спецтранс» направленная в адрес государственной жилищной инспекции Камчатского края в феврале 2020 года. В своей жалобе ГУП «Спецтранс» пишет, что ряд управляющих организаций не исполняют установленные жилищным законодательством обязанности по организации мест накопления твердых коммунальных отходов, а также отказываются от подписания с ГУП «Спецтранс» договоров оказания услуг на содержание контейнерных площадок, указывая при этом, что собственники помещений многоквартирных домов, управление которыми осуществляют управляющие организации, фактически пользуются контейнерным площадками, расходы на содержание которых несет ГУП «Спецтранс».

Секундочку…. Все постоянно говорят о том, что региональный оператор не несет обязанности по содержанию контейнерных площадок. В пункте 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами указано, что региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.  Аналогичные положения содержатся в пункте 148 (12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354.

Это что же такое получается? Когда региональному оператору выгодно, он говорит, что он не обязан нести расходы на содержание контейнерных площадок, а когда выгодно говорит, что он их содержит?

Господин Сашенков, вы можете пояснить, на каком основании ГУП «Спецтранс» содержит площадки, которые находятся на земельных участках, принадлежащих администрации ПКГО? Может быть потому, что между администрацией ПКГО и ГУП «Спецтранс» уже заключен договор на содержание всех подобных контейнерных площадок, куда я выкидываю мусор?

Или вы просто не хотите тратить деньги на содержание таких площадок и решили как говорится в простом народе «переложить с больной головы на здоровую»?

На каком основании ГУП «Спецтранс» требует чтобы управляющие организации оплачивали содержание контейнерных площадок, которые не находятся на придомовой территории?

И вот здесь уже господин Сашенков, я сошлюсь на судебную практику, в том числе Верховного Суда Российской Федерации и расскажу Вам следующее.

Арбитражным судом Камчатского края рассматривалось дело А24-18/2019 по иску ГУП «Спецтранс» к Управляющей компании «Центр». В своем иске региональный оператор требовал взыскать с управляющей организации деньги за содержание контейнерных площадок, куда жители домов, находящихся под ее управлением выкидывают мусор. Решением суда в удовлетворении исковых требований в этой части было отказано со ссылкой на то, что из предоставленных в дело договоров управления многоквартирными домами с приложениями, определяющими состав общего имущества многоквартирных домов, не следует, что в состав общего имущества собственников указанных многоквартирных домов входят контейнерные площадки для складирования и накопления коммунальных отходов. Достаточных и достоверных доказательств того, что контейнерные площадки находятся на придомовой территории многоквартирных домов, в материалах дела также не имеется.

Судебный акт был оставлен без изменения судами апелляционной и кассационной инстанции, а в своем определении от 20 марта 2020 года об отказе в передаче кассационной жалобы государственного унитарного предприятия Камчатского края «Спецтранс» для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации судья Н.С.Чучунова указала также, что суды исходили из недоказанности нахождения контейнерных площадок на придомовой территории, входящей в состав общего имущества управляемых ответчиком многоквартирных домов, недостижения сторонами соглашения по условиям договора о возложении на общество бремени несения расходов на содержание контейнерных площадок.

Итак, господин Сашенков…мне кажется, что все ваши действия направлены на то, чтобы бремя содержания контейнерных площадок с администрации ПКГО переложить на управляющие организации. Иного объяснения у меня нет… Вы либо хотите чтобы по всему городу возле каждого дома стояли контейнерные площадки, либо перекладываете с больной головы на здоровую, прикрываясь некими нормами права о том, что управляющие организации обязаны организовать места сбора твердых коммунальных отходов. Я, как и многие, полагаю, что Ваш холодный расчет направлен на то, чтобы управляющие организации закрепили за собой эти площадки, а потом просто платили за содержание ГУП «Спецтрнас» заключив с ними договора.

А мы возвращаемся к жалобе, которую ГУП «Спецтранс» направил в феврале 2020 года в адрес государственной жилищной инспекции Камчатского края. В первом абзаце 2 листе своей жлобы сказано: «без должного содержания контейнерных площадок невозможно оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Чтобы вы лучше понимали…без должного содержания трубопроводов невозможно оказание коммунальной услуги по поставке холодной и горячей воды…Но ведь городской водоканал не перекладывает бремя содержания трубопроводов, по которым поставляет холодную воду на третьих лиц.

Вывоз твердых коммунальных отходов – это коммунальная услуга. И начинается она с того момента, как потребитель несет свой мусор на контейнерную площадку. И было бы логично и правильно, чтобы содержанием контейнерных площадок, тем более в тех случаях, когда они расположены не на придомовой территории, занимался региональный оператор.

Поэтому, господин Сашенков, я Вам  предлагаю задуматься над тем, что Вы творите…Вы государственный человек или временщик? Если Вы все-таки государственный человек то я Вам предлагаю разработать и предложить изменения в действующее законодательство, например, предложить внести в пункт 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами дополнения, согласно которым бремя содержания контейнерных площадок возлагается на регионального оператора. Вы же как-то определили тариф на содержание контейнерных площадок…так вот пусть этот 1 рубль 17 копеек граждане платят не управляющей компании, а напрямую региональному оператору.

А всем остальным я предлагаю распространять эту статью, и сделать так, чтобы она скорее дошла до Врио губернатора Камчатского края В.В.Солодова. В одном из своих прямых эфиров он заявил, что с мусорками будет разбираться….так вот нам всем нужен круглый стол, на котором мы попросим его направить в Правительство России предложения и бремя содержания контейнерных площадок возложить на региональный оператор по обращению с по обращению с твердыми коммунальными отходами.

                                                                                                                                                                                                                                           Андрей Саркисян

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован.

пять × пять =