В рамках проектов «ЖКХ в порядке» и «Юридический кабинет» регионального общественного движения Камчатского края «Гражданин» продолжаем разбирать ситуации применительно к Камчатскому краю.
Более года в группах рассказывается о возможности установки в жилых помещениях устройств, позволяющих определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению приходящуюся на отдельное жилое помещение, то есть фактически о возможности внесения платы за коммунальную услугу отопление исходя из фактически потребленного коммунального ресурса, как это происходит с водой и электричеством.
Вместе с тем существенных подвижек в этом вопросе нет, жители города Петропавловска-Камчатского во взаимодействии с управляющими компаниями, ресурсоснабжающими организациями не спешат устанавливать в жилых помещениях такие устройства.
В связи с этим разберем ситуацию, в которой одна из жительниц города Петропавловска-Камчатского установила такое устройство, требовала от управляющей организации ввести устройство в эксплуатацию и принять на учет и произведении в дальнейшем расчетов за отопление по показаниям распределителей затрат на отопление модели «Texem FHKV DATA III», установленных истцом на каждый радиатор отопления в вышеуказанной квартире.
Управляющая организация ООО «УЖКХ города Петропавловска-Камчатского» отказывалось вводить устройство в эксплуатацию и принимать устройство на учет. 
Решением Петропавловск — Камчатского городского суда Камчатского края от 23 ноября 2015 года по гражданскому делу № 2-11975/15 исковые требования гражданки удовлетворены частично. На общество с ограниченной ответственностью «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского» возложена обязанность произвести ввод в эксплуатацию приборы учета тепла модели Texem FHKV DATA III Сompact №, №, №, установленные в квартире расположенной по адресу: г. Петропавловск-Камчатский.
 Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского края от 15 апреля 2016 года решение по гражданскому делу оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Удовлетворяя требования гражданина суды обеих инстанций указали следующее.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в квартире произведена установка приборов распределителей затрат на отопление модели «Texem FHKV DATA III Compact №, 7134, 7133» в количестве трех штук, по одному на каждый радиатор отопления, выдающими показания в киловатт-часах, которые являются сертифицированными в Российской Федерации приборами, официально включенными в Государственный реестр средств измерений предназначенный для регистрации средств измерений, типы которых утверждены Госстандартом.
В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от от 6 мая 2011 года № 354, индивидуальный прибор учета — это средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом помещении в многоквартирном доме, распределитель — это устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 627, изданным в соответствии с подпунктом «г» п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утверждены Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее Критерии).
Пунктом 3 Критериев предусмотрено, что техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в п. 5 данного документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
В этом случае не исключается установка распределителей затрат на отопление, что подтверждается Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2013 года № АКПИ13-540 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета, утвержденных Приказом Минрегиона России от 290 декабря 2011 года № 627. 
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2013 года № АКПИ13-540 указано, что оспариваемое положение (п. 3 Критериев) указывает на отсутствие технической возможности установки индивидуального прибора учета тепловой энергии и не исключает возможность установки распределителей затрат на отопление в многоквартирном доме, имеющем вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления, и позволяет при определении объема потребленного коммунального ресурса использовать показания приборов учета, предусмотренных ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Таким образом, при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению допускается использование показаний спорного устройства в соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ и п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установлении для прибора учета межпроверочного интервала, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Согласно паспорту распределителя затрат на отопление марки FHKV Data III Texem, установленных в квартире истца, распределители затрат на отопление используются для учета и распределения тепловой энергии, предназначены для измерения потребления тепловой энергии отопительного прибора на основании измерения разности температуры поверхности отопительного прибора и окружающего его воздуха и дальнейшего вычисления на основе измерения разности температур числа, пропорционального количеству тепловой энергии, выделяемой отопительным прибором. Полученные данные используются в системах учета при годовом или ежемесячном перерасчете. Распределители предназначены для установки на радиаторы отопления любых типов, с горизонтальной и вертикальной одно- и двухтрубной разводкой труб отопления.Данный распределитель сертифицирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, зарегистрирован в Государственном реестре средств измерений под № и допущен к применению в Российской Федерации.
Как следует из пояснений представителя ответчика, жилой дом по в г. Петропавловске-Камчатском имеет вертикальную систему разводки системы отопления, что в соответствии с выше приведенными нормами влечет отсутствие технической возможности установки в отдельном жилом помещении индивидуального прибора учета тепловой энергии,
Однако данное обстоятельство не препятствует установке распределителей-индикаторов расхода теплоты на каждый отопительный прибор в квартире, монтаж которых и был произведен истцом.
Следовательно, доводы ответчика об отсутствии технической возможности для введения в эксплуатацию распределителей затрат на отопление, установленных в квартире истца, являются ошибочными.
В силу п.п. «у» п. 31 Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнитель обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом.
Поскольку в ходе рассмотрения дела суду не предоставлено объективных доказательств, подтверждающих несоответствие установленных в квартире ФИО1 распределителей затрат на отопление требованиям законодательства Российской Федерации, а равно наличия технических препятствий к установке приборов указанного типа, то отказ ООО ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» во введении в эксплуатацию приобретенных ФИО1 технических устройств следует признать незаконным.
Утверждение представителя управляющей компании о нецелесообразности установки в квартире истца распределителей затрат по причине того, что иные жилые помещения в многоквартирном жилом доме не оборудованы аналогичными устройствами, суд находит несостоятельным поскольку действующее законодательство предполагает использование показаний распределителей при расчете платы за потребленную тепловую энергию.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что ответчик, как лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, в котором расположена квартира, принадлежащая истцу, обязан осуществить по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию распределителей затрат, соответствующих законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой прибор по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом.
Принимая во внимание, что согласно ч. 1 и 9 ст. 13 Федерального закона от от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» управляющая организация не вправе отказать обратившемуся к нему потребителю о приемке в эксплуатацию приборов учета энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых она осуществляет, суд полагает требование истицы о возложении обязанности на ответчика принять в эксплуатацию установленные в её квартире распределители затрат на отопление, обоснованным и подлежащим удовлетворении.
Данная статья подготовлена для тех граждан, кто сомневается в том, что имеется реальная возможность установки и ввода в эксплуатацию распределителей, позволяющих определить объем потребленной в жилом помещении коммунальной слуги отопление.
Надеемся, что граждане начнут смотреть в перспективу, и поймут, что установка таких устройств позволит снизить их ежемесячные платежи за коммунальную услугу отопление.

                                                  Руководитель движения Андрей Саркисян

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × 2 =